ИИ в высшем
образовании
педагогические вызовы и перспективы
российских университетов
28-30 июня
Тюмень, санаторий «Сибирь»,
Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ
«ИИ не заменит людей, но люди, использующие ИИ, заменят людей, которые этого не делают»
Этот тезис из недавнего отчета IBM в полной мере приложим и к высшему образованию.
Однако индустрия высшего образования имеет свою специфику.
С одной стороны, мы наблюдаем стремительное развитие технологий, когда буквально каждый месяц возникают ИИ-решения, казавшиеся нереализуемыми полгода назад.
С другой стороны, университетская система по своей природе инерционна и внедряет инновации медленнее, чем бизнес. В результате разрыв между университетскими педагогическими форматами, образовательными моделями и организационной структурой с одной стороны,
и возможностями, которые открывает ИИ, с другой, неуклонно растет.
Форум призван сделать шаг в сторону сокращения этого разрыва.
Кураторы форума
  • Андрей Щербенок
    ТюмГУ, МШУ СКОЛКОВО
  • Ольга Назайкинская
    МШУ СКОЛКОВО

Подтвержденные
участники форума
Имя Фамилия
Должность
Имя Фамилия
Должность
Имя Фамилия
Должность
Имя Фамилия
Должность
Темы Форума
Продвинутый пользователь
и базовые компетенции
Если задача высшего образования – готовить людей, способных эффективно взаимодействовать с ИИ,
то возникает вопрос: можно ли подготовить их, не научив самостоятельно выполнять автоматизируемые операции?
Может ли журналист не уметь писать текст, программист – алгоритмизировать, архитектор – проектировать, аналитик –обрабатывать информацию, дизайнер – рисовать? Есть ли альтернатива традиционному образовательному маршруту, когда метакомпетенции надстраиваются над компетенциями, а компетенции – над базовыми навыками?
Роль профессора
в эпоху ИИ
Центральной фигурой классического университета был профессор, соединяющий в себе роли ученого
и педагога. В последние годы российские университеты сделали ряд шагов в сторону декомпозиции синкретической роли преподавателя, введя в учебный процесс роли образовательного дизайнера, тьютора, модератора, методиста, эксперта и т.д. Тем не менее, классический автономный профессор по-прежнему доминирует в высшем образовании. ИИ бросает этой автономии серьезный вызов, когда выясняется, например, что живой преподаватель при выполнении ряда функций проигрывает в  эффективности большим языковым моделям. Если преподаватель, использующий ИИ, неизбежно заменит преподавателя, который ИИ не использует, то как должно быть организовано это  использования? И какие функции в итоге останутся за профессором?
ИИ и возврат к старым форматам высшего образования
В последние годы многие российские вузы развивали образовательные форматы, предполагающие самостоятельную работу студентов.
Место традиционного устного экзамена как главной или даже единственной формы оценки полученных знаний заняли многочисленные активности, от написания эссе до подготовки презентаций и выполнения индивидуальных и групповых проектов.
В ситуации, когда студент может легко выполнить подобные задания с помощью ИИ, устный экзамен оказывается чуть ли не единственным надежным способом проверки знаний. Означает ли это, что университетам придется отказаться от преимуществ современных образовательных форматов и вернуться в платоновскую академию на небольших бутиковых программах и системе «от сессии до сессии» на остальных?
ВКР и студенческие исследования
в эпоху ИИ
Выпускная квалификационная работа – не просто обязательная часть государственной итоговой аттестации; процесс работы над дипломом, а также над курсовыми и прочими работами, включающими исследовательский компонент, является важнейшим процессом для развития ряда фундаментальных компетенций. В ситуации, когда ВКР пишет ИИ, эти компетенции не развиваются.
Как можно спасти ВКР – или чем ее можно заменить – если мы предполагаем, что компетенции, которые она развивает, по-прежнему востребованы?
ИИ и трансформация университета
Университет как организация способен внедрять технологии на уровне инструментов, не меняющих базовые процессы. Можно заменить меловую доску проектором, приучить студентов загружать работы в LMS и даже перевести образовательный процесс в синхронный online-формат. Похоже, однако, что революция ИИ делает необходимым фундаментальную трансформацию.
Чтобы университет учил другим вещам с помощью других – отчасти нечеловеческих – акторов и в других форматах, потребуются серьезные изменения в модели управления учебным процессом.
Какие новые функции, процессы и организационные механизмы потребует внедрение ИИ в реализацию учебного процесса?
Форматы работы форума
Круглые столы, работа в группах, пленарные заседания, индивидуальные выступления.
Расписание форума доступно по ссылке
Прием заявок
Если вы хотите подать заявку на участие в форуме, заполните, пожалуйста,
регистрационную форму, приложите свое CV и мотивационное письмо. В мотивационном письме расскажите, в обсуждении какой темы (тем) форума вы хотели бы принять участие и каковы ваши основные тезисы по этой теме (темам).

Заявки принимаются до 26 мая. Количество участников форума ограничено.
Участники, прошедшие отбор, получат приглашение до 1 июня