С одной стороны, мы наблюдаем стремительное развитие технологий, когда буквально каждый месяц возникают ИИ-решения, казавшиеся нереализуемыми полгода назад.
С другой стороны, университетская система по своей природе инерционна и внедряет инновации медленнее, чем бизнес. В результате разрыв между университетскими педагогическими форматами, образовательными моделями и организационной структурой с одной стороны, и возможностями, которые открывает ИИ, с другой, неуклонно растет. Форум призван сделать шаг в сторону сокращения этого разрыва.
Пленарная сессия «ИИ в образовательном процессе: экспериментальная практика» (Трансляция)
Центральной фигурой классического университета был профессор, соединяющий в себе роли ученого и педагога. В последние годы российские университеты сделали ряд шагов в сторону декомпозиции синкретической роли преподавателя, введя в учебный процесс роли образовательного дизайнера, тьютора, модератора, методиста, эксперта и т.д. Тем не менее, классический автономный профессор по-прежнему доминирует в высшем образовании. ИИ бросает этой автономии серьезный вызов, когда выясняется, например, что живой преподаватель при выполнении ряда функций проигрывает в эффективности большим языковым моделям. Если преподаватель, использующий ИИ, неизбежно заменит преподавателя, который ИИ не использует, то как должно быть организовано это использование? И какие функции в итоге останутся за профессором?
В последние годы многие российские вузы развивали образовательные форматы, предполагающие самостоятельную работу студентов. Место традиционного устного экзамена как главной или даже единственной формы оценки полученных знаний заняли многочисленные активности: от написания эссе и формулирования оригинальных ответов на заданные вопросы до подготовки презентаций и выполнения индивидуальных и групповых проектов. В ситуации, когда студент может легко выполнить подобные задания с помощью ИИ, они превращаются в профанацию. То же самое относится и к ВКР, работа над которой, по идее, должна быть важнейшим инструментом для развития исследовательских и многих других компетенций. Означает ли это, что университетам придется отказаться от таких инструментов как самостоятельная работа и исследовательская деятельность студентов, или им удастся придумать, как сделать использование ИИ эффективным образовательным инструментом?
Университет как организация способен внедрять технологии на уровне инструментов, не меняющих базовые процессы. Можно заменить меловую доску проектором, приучить студентов загружать работы в LMS и даже перевести образовательный процесс в синхронный online-формат. Похоже, однако, что революция ИИ делает необходимым фундаментальную трансформацию.
Чтобы университет учил другим вещам с помощью других – отчасти нечеловеческих – акторов и в других форматах, потребуются серьезные изменения в модели управления учебным процессом.
Какие новые функции, процессы и организационные механизмы потребует внедрение ИИ в реализацию учебного процесса?