Кажется, что первый тюменский Форум «ИИ в высшем образовании» был буквально вчера, а между тем прошел целый год, наполненный разнообразными событиями и мероприятиями, все глубже погружающими нас в мир искусственного интеллекта.

Постепенно стало очевидным, что жизнь университетов в этом «дивном новом мире» может развиваться в двух (очень разных) альтернативных направлениях.

Альтернатива 1

    Первая альтернатива — пессимистичный сценарий, который предполагает безвозвратное погружение университетов в пучину тотальной симуляции образовательной деятельности. Метафорически назовём этот сценарий «дно».

Альтернатива 2

    Вторая альтернатива — оптимистичная. Она даёт надежду на совместную коэволюцию университетов и технологий. В этой альтернативе искусственный интеллект становится орудием для повышения эффективности естественного, а по-новому организованное и распределенное познание ведет к появлению более сложных форм знания. Имя для второй альтернативы — «лифт».

Организаторы второго Форума «ИИ в высшем образовании», конечно, увлечены выявлением подробностей и прогнозированием коллизий оптимистичного сценария.

Мы предполагаем, что для его запуска необходимо радикально переосмыслить саму образовательную парадигму, которая продолжает доминировать в российских университетах.

    Очевидно, что в ситуации открытого доступа к множеству источников информации особое значение приобретают активная позиция отдельного субъекта, его критическое мышление и способность эффективно использовать существующие интеллектуальные системы для достижения собственных целей. Модели образования, в которых такой субъект формируется и развивается, требуют серьезной проектной разработки: переосмысления вопросов о подлинном субъекте образования, целях и ценностях университета и его роли в обществе. Повсеместное внедрение ИИ принуждает нас переосмыслить и целевой образ выпускника, а в пределе — отказаться от исключительно антропоцентричной логики его проектирования. Предполагаем также, что образовательная политика должна переориентироваться не на формирование отдельного индивида, а на взращивание гибридных систем, состоящих из людей и их персонализированных когнитивных инфраструктур, включающих различные ИИ-инструменты.

Однако в подобных вопросах не может быть универсального решения, поэтому каждую образовательную модель необходимо отдельно «приземлять» в контекст ее реализации.

Описанная ситуация порождает понятный список задач, которые хотелось бы решить в ходе второго Форума:

Спроектировать концепты кастомизированных образовательных моделей с применением технологий ИИ для разных типов университетов
Проверить концепты новых образовательных моделей на соответствие требованиям рынка и современных индустрий
Выявить соответствие спроектированных образовательных моделей существующим правовым и этическим нормативным системам, сформулировать новые требования к нормативному регулированию
Обозначить разрывы между новыми образовательными моделями и существующими административными структурами и процессами в университетах
Соотнести ожидания от результативности образовательных ИИ-инструментов с их актуальными техническими возможностями
Выявить актуальные и потенциальные проблемы, связанные с социальным восприятием акторами образовательного процесса новых образовательных моделей и ИИ-технологий (неприятие технологий, сопротивление изменениям и т.п.)


Организаторы форума

Иван Романчук

Ректор ТюмГУ

Дмитрий Ливанов

Ректор МФТИ

Ольга Назайкинская

Директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО

Дарья Гриц

Директор по цифровизации образования МФТИ

Надежда Федорова

Руководитель программы развития ТюмГУ

Эксперты и участники форума

Информация в данном разделе будет обновляться

Валерий Фальков

Министр науки и высшего образования РФ

Герхард Фишер

Почетный профессор компьютерных наук, член Института когнитивных наук, основатель и руководитель программы «Lifelong Learning and Design» Университета Колорадо (Боулдер, США), почетный доктор Гетеборгского университета (Швеция)

Ульяна Раведовская

Директор Школы образования и Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ

Александр Диденко

Руководитель Лаборатории искусственного интеллекта Московской школы управления СКОЛКОВО, руководитель отдела разработки Центра образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта ТюмГУ

Кирилл Баранников

Руководитель направления по работе с вузами Яндекс

Елена Базанова

Руководитель Департамента иностранных языков МФТИ, президент Ассоциации экспертов по академическому письму «Национальный консорциум центров письма»

Илья Обабков

Директор института радиоэлектроники и информационных технологий (ИРИТ-РтФ) УрФУ

Сергей Градировский

Академический директор Программы Master in Public Strategy Московской школы управления СКОЛКОВО

Валерия Воробьева

Директор Альянса ИИ

Владимир Авербах

Старший управляющий директор — начальник управления национального развития AI, Сбер

Андрей Очеретный

Управляющий директор Управления развития технологий AI, Сбер

Программа форума

В программе форума серия экспертных докладов и интенсивная командная работа участников по следующим трекам:

  • Концептуальный: разработка образовательных моделей с применением технологий ИИ для разных типов программ и разных типов университетов;
  • Управленческий: проектирование трансформации систем управления университетом (основной акцент на сквозных процессах);
  • Нормативно-правовой и этический: проектирование изменений в норме права, необходимых для реализации новых образовательных моделей;
  • Технологический: определение запроса университета к развитию информационных технологий;
  • Внешнего контура: обсуждение миссии и целей университета в контексте современных вызовов и трендов развития технологий и общества.

Стать участником форума

Если вы хотите принять участие в форуме, пожалуйста, заполните форму регистрации, приложите свое CV и мотивационное письмо.

В мотивационном письме расскажите:

1. В каком треке форума вы бы хотели принять участие и почему, представьте ваши основные тезисы по теме трека.

2. Что удалось сделать за год в теме «ИИ и образование».

Заявки принимаются до 31 мая 2025 г.
Количество участников форума ограничено.

ФИО *
организация *
номер телефона для связи
e-mail *
CV *
Мотивационное письмо *

Процесс рассмотрения заявок на участие в форуме:

Каждая заявка будет оцениваться экспертом и специально созданным ботом. При расхождении итоговой оценки к проверке мотивационного письма подключается второй эксперт.

Итоги конкурсного отбора будут направлены в формате электронных писем на почты кандидатов 11−12 июня 2025 г.