Итоги второго Форума «ИИ в высшем образовании»

21 июля 2025

5−6 июля в Тюмени прошел второй Форум «ИИ в высшем образовании», собравший руководителей ведущих российских университетов, экспертов, представителей технологических компаний и регулятора. Организаторы Форума: Тюменский государственный университет, Центр трансформации образования СКОЛКОВО и Московский физико-технический институт.

Форум стал ключевой площадкой, где универсальная цифровизация и внедрение ИИ обсуждаются не как инструменты, а как факторы, трансформирующие саму природу образовательных процессов и систему университетского управления — от нормативных оснований до миссии университетов в меняющемся обществе.

Новый контур для университетов

Если первый Форум в 2024 году был посвящен первому осмыслению и экспериментам интеграции ИИ в образовательный процесс как инструмента, расширяющего педагогические практики, то второй — знаменует переход к разработке проектных решений: от разработки новых образовательных моделей до сценариев системной трансформации управленческих контуров университетов.

В условиях активной цифровизации академической среды университеты острее осознают необходимость адаптации и переосмысления своих стратегий.

«Прежде чем внедрять ИИ, нужно ответить на вопрос: какие образовательные результаты мы хотим получить? Это требует осмысления на управленческом уровне и готовности менять как политику, так и процессы внутри университетов». — отметила Ольга Назайкинская, руководитель Центра трансформации образования Школы управления СКОЛКОВО.

Треки Форума

Программа Форума включала экспертные доклады и интенсивную командную работу участников по пяти ключевым направлениям:

— Концептуальный трек — разработка образовательных моделей с применением ИИ для разных типов программ и университетов.

— Управленческий трек — проектирование трансформации систем управления с акцентом на сквозные процессы.

— Нормативно-правовой и этический трек — формирование предложений по изменению законодательства для поддержки новых образовательных моделей.

— Технологический трек — определение запросов университетов к развитию ИТ-инфраструктуры.

— Трек внешнего контура — обсуждение миссии и целей университетов в контексте глобальных технологических и социальных вызовов.

«Образовательные модели и трансформационные проекты не проектируются с чистого листа. в качестве старта полезно проанализировать разрывы, преодолеть которые должны будут новые решения. Именно это мы и предложили сделать участникам треков на основе докладов об экспериментах и актуальных исследованиях, связанных с ИИ. Участники фиксировали ключевые разрывы, возникающие при внедрении ИИ в образование, — как технологические, так и организационные. Эти разрывы подсвечивают узкие места, которых раньше не было или не было видно. Наша цель — разработать образовательные модели и управленческие решения, которые помогут университетам преодолеть эти разрывы, аккуратно интегрируя ИИ в экосистему университета, — пояснила Ульяна Раведовская, директор Школы образования и Центра образовательных разработок на основе технологий ИИ SAS ТюмГУ.

Особый интерес вызвал управленческий трек, где рассматривались сквозные процессы, способные сделать университеты более гибкими и адаптивными. В рамках концептуального трека четыре рабочие группы представили анализ ключевых разрывов и возможные изменения в гуманитарном, инженерном и предпринимательском образовании. Пожалуй, самый сложный трек — это трек, в рамках которого обсуждалась миссия и цели университетов.

«Необходимо выстраивать партнерство человека, университета и искусственного интеллекта, чтобы готовить специалистов, способных работать в мире, где ИИ становится частью каждого бизнес-процесса», — сказал Владимир Авербах, старший управляющий директор, начальник управления Национального развития AI ПАО «Сбербанк».

Итоги Форума

Форум подтвердил: интеграция искусственного интеллекта перестала быть точечной инициативой и стала системообразующим фактором развития высшей школы.

Ключевые выводы обсуждений касаются необходимости комплексной трансформации — от образовательных моделей и управленческих контуров до нормативно-правового поля. Участники сошлись во мнении, что ИИ нельзя рассматривать изолированно: его внедрение требует изменения всей университетской экосистемы.

«Искусственный интеллект вторгается в образование и переделывает его под себя. Мы хотим подготовить таких людей, которые будут знать, что делать с этим миром, наполненным искусственным интеллектом, — сказал Сергей Градировский, академический директор программы Master in Public Strategy Школы управления СКОЛКОВО.

Форум также выявил высокий запрос со стороны университетов на обмен практиками и совместную разработку решений, что свидетельствует о формировании профессионального сообщества университетских лидеров, готовых к системной работе в условиях цифровой трансформации.

«Нам необходимо выработать общий язык об ИИ — понятный и университетам, и индустриям, и регуляторам. Это единственный способ двигаться к новым целям и миссии университета», — подчеркнула Надежда Федорова, проректор ТюмГУ.

Запись трансляций Форума доступны по ссылке.