Искусственный интеллект для руководителей высшего образования
краткое описание
Существующие программы ДПО по ИИ в образовании в основном ориентированы на обучение преподавателей использованию инструментов ИИ в своей работе. Эти инструменты позволяют хорошим преподавателям повысить свою эффективность.
Однако насущная проблема руководителей образования разного уровня — от руководителя образовательной программы до проректора — это не проблема повышения эффективности хороших преподавателей; их насущная проблема — отсутствие достойного преподавателя, которому можно поручить тот или иной необходимый для учебного плана курс. Центр образовательных разработок на основе технологий искусственного интеллекта Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ предлагает уникальную программу ДПО, которая поможет вам решить проблему кадрового дефицита в вашем университете.
Мы разовьем ваши представления об ИИ-педагогике, продемонстрируем возможности ИИ в решении проблемы отсутствия нужной предметной экспертизы, и предоставим возможность в будущем систематически закрывать любые предметные лакуны в учебном плане с помощью ресурсов нашего Центра.
почему наш Центр?
Школа перспективных исследований (SAS) ТюмГУ с 2023 года запустила программу по разработке и экспериментальному апробированию педагогических ИИ-решений. При этом мы сделали ставку на системы, где дисциплинарную экспертизу берет на себя кастомизированная ИИ-модель, а педагогическое сопровождение — специально подготовленный «медиатор», специалист по педагогике, способный работать с ИИ-системами из разных предметных областей.
Мы привлекли в нашу команду, которая впоследствии стала Центром, коллег из разных городов и университетов, и вместе спроектировали и реализовали ряд учебных курсов, создав множество практических ноу-хау, как в области конструирования кастомизированных ИИ-моделей (мы называем их «Персона курса»), так и в области их педагогической обвязки, без которой невозможно добиться высоких образовательных результатов. Теперь мы готовы начать делиться нашей экспертизой.
структура программы
Задача первого дня — дать возможность участникам непосредственно испытать возможности ИИ, лично работая с различными системами. Для многих из нас опыт общения с ИИ ограничен задаванием вопросов чат-боту, а этого недостаточно, чтобы оценить всю палитру возможностей, которые ИИ предоставляет для образования. «Прикосновение» будет реализовано через серию воркшопов, которые проведет Яков Сомов, директор платформы «Лекториум», имеющий большой опыт такой работы с университетскими аудиториями по всей стране.
Задача второго дня — продемонстрировать участникам максимально широкую палитру образовательных опытов, которые переживает студент, находясь в учебной аудитории с ИИ-персоной и медиатором. Все участники временно примут на себя роль студентов и пройдут несколько занятий из самых разных ИИ-курсов, включающих в себя гуманитарные, социальные и естественнонаучные дисциплины.
В первой половине третьего дня участники получат общие представления о том, как создаются ИИ-персоны, с которыми они взаимодействовали накануне, какие существуют возможности и ограничения по их кастомизации и настройке на учебные цели и задачи. Расскажет им об этом Александр Диденко, руководитель отдела разработки нашего Центра и руководитель лаборатории ИИ в МШУ СКОЛКОВО.
Задача этого блока — задать концептуальную структуру педагогики высшего образования в ее приложении к работе с ИИ. Руководители и сотрудники Центра поделятся с вами как общими представлениями о современном образовательном дизайне, уходящим от доминирующей в вузах трансляционной педагогики, так и прикладными ноу-хау, обнаруженными нами в ходе образовательных экспериментов с ИИ. Среди преподавателей этого блока — Ульяна Раведовская, директор Центра и директор Школы образования ТюмГУ, Андрей Щербенок, директор SAS, Ася Филатова, научный сотрудник Центра, Ахмед Эльгандур, заместитель директора SAS по образованию, медиаторы ИИ-курсов.
что после?
Мы рассчитываем, что после прохождения нашей программы участники захотят использовать наши разработки на образовательных программах в своих вузах. Мы предложим им пакетные решения, включающие в себя разработку ИИ-персон под конкретные образовательные задачи необходимых им курсов и подготовку медиаторов, способных эффективно работать с этими ИИ-персонами в университетских аудиториях.